Веб-программисты и менторы Ш++ Настя Переверзева и Юра Дегтярь поделились своими мыслями на тему того, кому проще выучиться на программиста. Как быстро можно пойти на работу после курсов Школы. А также рассказали интересные истории наших выпускников.

Настя преподает основы веб-разработки с 2014-го года, Юра присоединился с 2016-го.

Н: Я начала вести занятия еще когда сама училась. В 14 году посетила первое занятие, в 15-ом стала ментором, тогда я еще доучивалась, Роман (сооснователь Ш++ ― прим. редактора) просил меня подменять. Из серии: ты вот это знаешь, расскажи людям. Постепенно я пришла к тому, что стала преподавать отдельный курс в школе.

Почему вы волонтерите в Ш++? Какая ваша мотивация? 

Н: Это не дает засохнуть. На самом деле, ты понимаешь, что нужно учить что-то новое, но чем дальше, тем сложнее себя заставить это делать. А когда ты другим людям должен все время доносить актуальную информацию, то ты сам должен в этом грестись.

У нас все на импровизации. Придумали задание, добавили в курс, если поняли, что что-то можно выкинуть, выкинули.

Ю: Артем (напарник Насти по менторству ― прим. редактора) уезжал во Львов, Настя попросила о помощи. Я был низшей кастой разработчиков на школе и не был достоин того, чтобы преподавать (смеется).

Мы стараемся давать что-то новое. И домашки стараемся давать максимально открыто. Для некоторых говорим, чтобы использовали конкретные технологии, но большинство из них можно делать как угодно. Плюс это все ― основы, они не устаревают.

Вы замечаете разницу между студентами с гуманитарным образованием и техническим?  

Н. У нас учатся со многих универов ребята. Просто те, кто с педагогических специальностей, у них есть своя специфика ― они любят писать много текста, рассуждать, философствовать, а тут это делать не всегда надо, приходиться их творческий посыл в другое русло направлять. В плане, что у них как-то “думалка” по-другому работает, такого нет.

Ю. Есть много прекрасных примеров среди наших студентов. Например, учитель истории. Да, ему было тяжело, но любой, кто может вычислить дискриминант, может научиться пр все привыкли к тому, что девушки хотят думать и хотят учиться. Им кроме барьеров, которые проходят все, нужно проходить еще свои барьеры, типа “я гуманитарий”. У нас все реально. Если верить в то, что ты станешь хорошим программистом, то так и будет.

Часто у нас спрашивают сколько времени нужно, чтобы начать работать. Настя и Юра считают, что пол года на менторском этапе достаточно, чтобы трудоустроиться. Так было и у Насти, Юре понадобилось немного больше времени, но только потому, что он учился в период новогодних праздников и переезда школы в новое помещение (в 2015 году Школа программирования переехала в большое помещение на Набережной, где базируется и сейчас. Именно тогда обучение стало бесплатным ― прим. редактора).

Ю: Где-то через 8 месяцев я начал смотреть в интернете и брать какие-то “халтуры”, формы верстал. Моя предыдущая работа не была связана с программированием. Еще когда я пошел учиться в Ш++, то сказал коллегам, что пошел изучать программирование, и через год уйду. И где-то через год я сказал всем: “Пока, я ухожу”.

Думал, что буду есть мивину, умирать с голоду, но буду программировать. Ухожу с работы, думаю: отдохну месяцок или две недели. А через два дня меня пригласили на работу.

Н. Вообще можно и не доходя до конца менторского курса идти работать. Ты учишься и работаешь, это даже лучше.

Ю. Все зависит от человека, да, работу можно найти и не проходя наш курс до конца, но чем ближе вы к концу курса, тем больше у вас возможностей попасть на работу.

Н. Были и такие случаи, когда люди и Computer Science (первый этап обучения, который занимает 4 месяца ― прим. редактора) не заканчивали и устраивались на работу. А некоторые заканчивали менторский курс, а потом шли на другой менторский курс и на третий. Человек все время учится, учится, думает, что он не готов, ничего не знает и он не устраивается. Это очень от человека зависит.

Ю. У нас есть некоторые люди, которые сдают две-три домашки и идут работать, а есть такие, которые учатся год на менторском курсе.

Что может облегчить обучение? Возможно книги, блоги, сайты. 

Н. Учить английский.

Ю. Коммуникация. Не бояться задавать вопросы и общаться с людьми, с менторами. Мне в свою очередь очень помогло то, что я задавал вопросы. Я, наверное, один из двух человек, кто в нашей группе задавал вопросы, и в нашей группе до конца дошло два человека.

По поводу книг, я не рекомендовал бы никому, кто хочет начать программировать и поменять свою жизнь, начинать с книг. Сильно большая инвестиция в книги уйдет, которая не окупится так быстро, как “тупая долбежка по клавиатуре”.

Из того, что я могу порекомендовать: в свое время я заходил в плей маркет и ставил все, что связано с программированием ― куча приложений и в них теория. Я когда ездил в маршрутке, читал эти приложения и статьи. Мой совет: окружите себя доступной информацией, не обязательно, чтобы это было на английском что-то. Сейчас есть много русскоязычных, украиноязычных технических изданий.

Надо создать максимальную информационную оболочку из всяких технологических новостей и так далее. Подписаться на хабр, медиум и прочее, на все паблики программистские в соц сетях.

Н. Насколько я люблю художественную литературу, но в программировании книжки… разве что читать какие-то очень базовые штуки. Исторические факты, для общего развития. Вот вышла технология новая, пока ее разобрали, нормальную версию выпустили, пока документация, пока книгу написали, пока перевели, издали, прошло столько времени. Уже куча новых версий повыходило, все поменялось, смысла в таком подходе нету. И даже вот советовать какие-то сайты, статьи нет смысла. Если мне помогла 20 лет назад одна статья, но за это время столько новых статьей повыходило, которые намного лучше и качественней все расскажут.

Какие истории студентов запомнились больше всего? 

Ю. Костя Петков (программист, который работал водителем маршрутного такси больше 10 лет ― https://programming.kr.ua/ua/news#n45) человек работал маршрутчиком и стал разработчиком. Очень много классных историй: Был студент у нас, который учился год, а потом Настя ему говорит: “Через две недели будет 8 марта. Могли бы вы мне сделать подарок и пойти на работу?» Он доучился быстро и пошел работать.

Бывают истории, когда студенты так хорошо учились, а потом становятся не программистами, выбирают другие направления.

Большинство наших историй про людей, которые хотят изменить жизнь, и тут на нашем горизонте появляется человек, который не хочет ничего менять. У него есть свой бизнес, но ему скучно. Сдавал домашки быстрее других, закончил оба наших курса, сам экстерном прошел некоторые задания.

Человеку, казалось бы, меньше других надо, но он приходил и выжимал информацию по максимуму. Приходит и сейчас иногда, хотя уже выпустился.

Некоторые из выпускников Юры и Насти заходят на чай, некоторые переехали в другие города и радушно принимают в гостях. Есть такие, которые стали волонтерами или донаторами Ш++ и поддерживают школу финансово, а некоторые стали также менторами, но детских групп.